Осенью 2013 года по итогам глобального форума, посвященного прозрачности и обмену информацией в налоговых целях, Кипр и Люксембург были признаны государствами, не соответствующими международным критериям прозрачности, установленным Организацией экономического сотрудничества и развития.
Осенью 2013 года по итогам глобального форума, посвященного прозрачности и обмену информацией в налоговых целях, Кипр и Люксембург были признаны государствами, не соответствующими международным критериям прозрачности, установленным Организацией экономического сотрудничества и развития.
В ответ на это Минфин РФ заявил, что эти две юрисдикции возможно войдут в черный список оффшоров. Замглавы ведомства Сергей Шаталов заявил, что решение будет зависеть от дальнейших действий стран, от того, какие документы будут предоставлены, и как планируется выполнять обязательства, наложенные международным сообществом.
После кипрского кризиса Люксембург стал одной из самых популярных юрисдикций у россиян
Реакция Люксембурга
После этих событий министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн выступил с официальным заявлением, в котором твердо опроверг утверждение, что герцогство является налоговым убежищем, то есть, юрисдикцией, которая не идет на сотрудничество в налоговых вопросах, а просто занимается получением прибыли, «выкачивая» ее из экономики других стран.
Министр настоял, что несправедливо говорить о том, что Люксембург блокирует директиву ЕС о налоге на вклады: страна с 1 января 2015 года переходит к автоматическому обмену информацией о вкладах. Но, тем не менее, до сих пор ведутся переговоры о расширении рамок Директивы, в этом вопросе для обеспечения согласованности действий необходимо обсуждение со Швейцарией и некоторыми другими странами.
В настоящее время правительство ожидает доклада Европейской комиссии, который прояснит ситуацию со Швейцарией: напомним, Швейцария хоть и согласилась на изменение законодательства в соответствии с международными стандартами, но не собирается отказываться от банковской тайны и готова сотрудничать только при соблюдении определенных условий, сохраняющих привлекательность регистрации нерезидентных фирм и открытия иностранных счетов. Опыт Швейцарии уже перенял Лихтенштейн, добившись для себя не менее выгодных условий.
Правительство Люксембурга подчеркивает, что будут предприняты все необходимые действия для приведения к согласованности с международными стандартами, и все же есть надежда, что изменения не скажутся негативно на владельцах бизнеса: опыт Сейшельских островов, Швейцарии и ряда других юрисдикций дает этот шанс.
Подстраиваться под изменения сложнее, но возможно
Налоговая реформа: реалии и перспективы
В 2016 году в Люксембурге ожидается проведение полномасштабной налоговой реформы, детали которой пока не называются, что вызвало неоднозначную реакцию у тех, кто использует юрисдикцию для построения международных холдинговых и других бизнес-структур.
Правительство, предвидя опасения транснациональных корпораций, подчеркивает, что не планирует повышение налоговой нагрузки для предприятий. Но в этот оптимизм пока верится слабо: тенденция к увеличению налогов сохраняется.
- С 1 января 2013 произошло повышение совокупного налога на прибыль компаний, который состоит из трех частей: общей ставки, муниципального налога, взноса в фонд занятости. Изменения претерпела последняя: размер отчислений вырос с 5 до 7 %.
- В декабре 2013 года правительство объявило о неизбежности повышения НДС из-за дыр в государственном бюджете. Правда, до сих пор нет информации о том, насколько налог планируется увеличить и когда.
- Также в 2013 году были повышены ставки для компаний, имеющих особый статус.
Владельцы нерезидентных компаний опасаются неопределенности и возможного повышения налогообложения. Эксперты полагают, что вариантов не так много: правительство Люксембурга может оздоровить бюджет либо за счет повышения налогов для местных жителей, либо за счет изменений для иностранцев. Первый шаг вызовет волну недовольства, которая может отразиться на ходе следующих выборов, а второй – приведет к ухудшению конкурентоспособности герцогства и оттоку капитала в другие юрисдикции.
И все же, пока нет окончательной информации, существует уверенность, что Люксембург по-прежнему останется привлекательным для ведения международного бизнеса. Страна не является налоговой гаванью в привычном смысле: полного освобождения от налогообложения здесь не предоставляется. Будучи престижной низконалоговой юрисдикцией, герцогство представляет комфортные условия для создания нерезидентных компаний.