Многие экономические и финансовые структуры в большинстве развитых стран мира составляют так называемые черные списки оффшоров. Любые операции с юрисдикциями, которые содержатся в данных списках, подлежат особому контролю, а также подвергаются специальному режиму налогообложения.
В России наибольший интерес вызывают черные списки Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, а также Центрального банка РФ. Существенных ограничений на деятельность, связанную с участием оффшорных компаний, они не накладывают. Но вступление России в ВТО в конце 2011 года может в скором времени изменить ситуацию.
Не следует забывать и о международных списках, которые также оказывают влияние на ситуацию с оффшорами в нашей стране. В первую очередь, это списки Международной межправительственной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Черный список МНС РФ
Список оффшорных юрисдикций, созданный Министерством по налогам и сборам в 2002 году, содержит информацию о странах, с которыми Россия не заключила договор об избежании двойного налогообложения (на сегодняшний день эта информация неактуальна), а также непосредственно список оффшоров. Санкции за операции с этими юрисдикциями не предусматриваются.
В документ вошли 25 территорий: Андорра, БВО, Бермудские и Багамские о-ва, Вануату, о. Гернси, о. Джерси, Гибралтар, Доминика, Гренада, Каймановы и Канарские о-ва, Мальдивы, Маршалловы о-ва, Лихтенштейн, о. Мэн, Монако, о. Ниуэ, Науру, Панама, Сейшелы, Сан-Марино, Сент-Винсент, Сент-Люсия, Теркс и Кайкос.
Список оффшоров Центробанка
Центральный банк России разделяет все оффшорные юрисдикции на три категории:
- «Оншоры» – наиболее респектабельные зоны: Гонконг, Сингапур, Черногория, Швейцария, Ирландия, Нормандские о-ва, о. Мэн, Мальта.
- Классические оффшоры: БВО, Антигуа и Барбуда, Белиз, Багамы, Барбадос, Бахрейн, Бруней-Даруссалам, Ангилья, Панама, Сейшелы, США (Делавер и Вайоминг, Пуэрто-Рико), Бермуды, Монтсеррат, Монако, Гибралтар, Теркс и Кайкос, Кайман о-ва, Гренада, Джибути, Доминика, КНР (Макао), Коста-Рика, Ливан, Маврикий, Малайзия (о. Лабуан), Мальдивы, Нидерландские Антилы, Новая Зеландия, о-ва Кука, Ниуэ, ОАЭ (Дубай), Португалия (о. Мадейра), Западное, Самоа, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Шри-Ланка, Палау.
- Наиболее неблагоприятные юрисдикции: Андорра, Анжуанские о-ва, Аруба, Вануату, Науру, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы о-ва.
Этот список оффшоров применяется только в целях банковского регулирования и устанавливает порядок корреспондентских отношений между российскими банками и банками, расположенными в указанных юрисдикциях.
Перечень Министерства финансов
Перечень оффшорных зон Минфина «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций» на сегодняшний день является одним из самых весомых документов, определяющих порядок взаимодействия с оффшорами.
Этот список оффшорных юрисдикций определяет налогообложение российской организации при получении дивидендов. Согласно подпункту 1 пункта 3 ст. 284 НК РФ налоговая база, определяемая по доходам в виде дивидендов, не подлежит налогообложению при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация минимум в течение года непрерывно является собственником не менее чем 50 % уставного капитала организации, выплачивающей дивиденды или же депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов в сумме не менее 50 % общей суммы дивидендов.
Если при этом организация, выплачивающая дивиденды, является иностранной, нулевая налоговая ставка применяется только в отношении организаций, расположенных в государствах, не включенных в перечень оффшоров Минфина. К дивидендам от организаций, расположенных в оффшорах, применяется налог в размере 9 %.
Перечень содержит 42 государства, признанных неблагонадежными: Ангилья, Андорра, о. Анжуан, Антигуа и Барбуда, Нидерландские Антилы, Аруба, Багамы, Бахрейн, Белиз, Бермуды, Бруней-Даруссалам, Вануату, БВО, Гибралтар, Гренада, Доминика, Кипр, КНР (Гонконг (Сянган), Макао (Аомынь)), о. Лабуан, Либерия, Лихтенштейн, Маврикий, Мальдивы, Мальта, Монако, Мальта, Маршалловы о-ва, Монтсеррат, Науру, Ниуэ, ОАЭ; острова: Кайман, Кука, Теркс и Кайкос, Палау, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, о. Мэн, Нормандские о-ва.
Список ФАТФ
В соответствии с международной политикой многие страны с каждым годом предпринимают все более эффективные меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Недостаточные усилия по борьбе с вышеозначенными проблемами, по мнению ФАТФ, принимают 11 юрисдикций: Ангола, Боливия, Эфиопия, Кения, Мьянма, Непал, Нигерия, Шри-Ланка, Сирия, Тринидад и Тобаго, Турция. Активное противодействие усилиям мирового сообщества оказывает Иран, который выделен организацией в особую категорию.
Фактически список ФАТФ не является черным списком оффшоров, он лишь разделяет страны на категории в соответствии с существующим законодательным режимом в отношении отмывания денег через оффшоры и финансированием террористических организаций – то есть, в соответствии со степенью угрозы для мировой финансовой стабильности.
Всего ФАТФ различает четыре категории:
- Страны, полностью соответствующие требованиям ФАТФ;
- Страны, где имеются недостатки законодательного поля: Антигуа и Барбуда, Азербайджан, Боливия, Греция, Индонезия, Йемен, Кения, Марокко, Мьянма, Непал, Нигерия, Украина, Парагвая, Катар, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Тринидад и Тобаго, Таиланд, Турция.
- Страны, имеющие стратегические недостатки национальной системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма: Ангола, КНДР, Сан-Томе и Принсипи, Пакистан, Туркменистан, Эквадор, Эфиопия.
- Страны, находящиеся под особым режимом санкций: Иран.
Список юрисдикций ОЭСР
В список ОЭСР традиционно входят юрисдикции, не принявшие требования, предусматривающие раскрытие по запросу информации по любым налоговым вопросам независимо от национального налогового законодательства о защите частной информации и сохранении банковской тайны. Также требования ОЭСР подразумевают разглашение информации втайне от объекта разглашения.
Страны-участники ОЭСР обязаны вводить экономические санкции в отношении стран, которые не приняли установленные организацией стандарты.
Список ОЭСР делится на три группы:
- Юрисдикции, в достаточной мере принявшие налоговые стандарты и требования по обмену информацией. В эту группу вошли: Аргентина, Австралия, Барбадос, Великобритания, Венгрия, США, Виргинские острова США, Германия, Гернси, Джерси, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (за исключением Гонконга и Макао), Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, о. Мэн, Польша, Португалия, Россия, Сейшелы, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Япония.
- Территории, принявшие обязательства по принятию установленных ОЭСР налоговых стандартов, но внедрившие их в недостаточной мере. В данную группу попадает ряд оффшоров: Ангилья, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамы, Бахрейн, Белиз, Бермуды, БВО, Вануату, Гибралтар, Гренада, Доминика, Теркс и Кайкос, Каймановы о-ва, о-ва Кука, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Монтсеррат, Маршалловы о-ва, Науру, Нидерландские Антильские о-ва, Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия. Также к этой группе относятся финансовые центры: Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили, Швейцария.
- Юрисдикции, не принявшие налоговые стандарты: Коста-Рика, Лабуан, Уругвай, Филиппины.
Международные списки ФАТФ и ОЭСР довольно часто подвергаются изменениям, о которых компания «РК-Аудит» старается регулярно информировать своих клиентов в разделе «Новости».
Некоторые особенности работы с иностранными, в том числе оффшорными компаниями в России
В целом можно отметить, что российское законодательство не предусматривает каких-либо санкций, препятствующих взаимодействию с компаниями в оффшорах.
В России существует единый правовой режим, устанавливающий нормы работы с любыми иностранными компаниями, независимо от их местонахождения. Например, имеются нормы, препятствующие манипулированию контрактными ценами. Есть общие меры, направленные на противодействие отмыванию денег и уходу от налогообложения через иностранные компании.
Несмотря на то, что конкретно против оффшоров мер нет, следует учитывать текущую политическую ситуацию. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что использование оффшоров в целях международного налогового планирования остается эффективным инструментом для российского бизнеса.
Если вы хотите узнать больше про акции на предъявителя, то можете прочитать эту статью