В своем ежегодном послании президент РФ Владимир Путин отметил, что одним из ключевых вопросов для российской экономики в ближайшие годы должна стать разработка программы деоффшоризации российской экономики.
Не смотря на грядущее ужесточение законодательства, оффшорные компании не потеряют своих преимуществ |
Такое заявление вызвало панику среди владельцев фирм в оффшорах. Однако мы с уверенностью экспертов можем заявить: это совершенно не означает, что компании, зарегистрированные в юрисдикциях с льготным налогообложением, вскоре потеряют свою привлекательность. Несмотря на ужесточение законодательства, преимущества оффшоров пока еще серьезно перевешивают наметившиеся минусы.
Какие меры планирует принять правительство и зачем это нужно на самом деле
По словам Путина способы вывода российского бизнеса из оффшоров должны оставаться на цивилизованном уровне. Поэтому одной из основных мер станет заключение соглашений с оффшорными зонами, а также с юрисдикциями, предоставляющими льготные условия налогообложения (оншорами), об обмене налоговой информацией. Подобные соглашения в последние годы получили широкое распространение в мировой практике.
Этот документ направлен на повышение прозрачности бизнес-операций, которые совершаются между компаниями двух стран, подписавших его. Соглашения об обмене информацией заключаются в том случае, если одна из стран-участников соглашения предлагает нулевые налоговые ставки или же ее законодательство направлено на сохранение банковской тайны: такая страна не заинтересована в подписании стандартного договора об исключении двойного налогообложения.
Соглашения об обмене информацией составляются на базе типового образца, представленного Организацией экономического сотрудничества и развития от 2002 года. Популярными они стали в связи с давлением на международное сообщество ОЭСР, президента США Барака Обамы и бывшего президента Франции Николя Саркози, которые настаивали на том, что страны, не подписавшие подобных документов, должны быть внесены в черный список оффшоров.
В России может быть запущен процесс деоффшоризации |
Важно понимать, что этот документ не предполагает автоматический обмен информацией по всем операциям, совершаемым резидентами страны в иностранных юрисдикциях. Информация предоставляется по индивидуальным запросам, только после их тщательного изучения, а нередко – и по решению суда, что зависит от особенностей законодательства оффшорной зоны.
Кроме того, в большинстве оффшорных юрисдикций отсутствует централизованный регистр банковских счетов. Это означает, что при необходимости запрос российским контролирующим органам придется делать в конкретный банк с указанием названия интересующей компании. Нетрудно догадаться, что осуществить это совсем непросто – подобные данные можно вычислить только в том случае, если бенефициар действующей фирмы в оффшоре открыто об этом распространяется.
Из всего этого можно сделать вывод, что сами по себе соглашения не являются эффективным способом получения информации, они служат, скорее, для повышения привлекательности России в глазах международного сообщества, для соответствия требованиям ОЭСР.
При этом, для того чтобы начать расследование, получить информацию налоговые органы могут и без соглашений, используя менее формальные способы – например, запросить ее у какой-либо международной компании, которая занимается международными платежами, хранением и обработкой данных: Google, American Express и др.
Неоднозначное значение оффшоров для российской экономики
В 2012 году отток капитала из России составил порядка 70 миллиардов долларов |
Также следует учитывать, что наличие оффшорных компаний у крупных бизнесменов для российской экономики нельзя назвать однозначно плохим. Конечно, нельзя отрицать такое явление, как отток капитала: только за 2012 год этот показатель составил порядка 70 миллиардов долларов. Но согласно экономической статистике практически все эти деньги в итоге возвращаются в торговый оборот Российской Федерации – в виде инвестиций и участия оффшоров в крупных российских компаниях.
Так, например, в 2011 году сумма прямых инвестиций в оффшорные зоны составила 38,2 миллиарда долларов, а из оффшорных зон – 30,6 миллиарда долларов. По этим данным четко видно, что оффшоры преимущественно используются для реинвестирования в Россию.
Соответственно, несмотря на все громкие заявления, которые делаются российским правительством, о жестком преследовании оффшоров речи быть не может. Безусловно, изменения законодательства влекут за собой разработку новых, более сложных схем использования низконалоговых юрисдикций, но не исключают его совсем.