Обеспечение конфиденциальности при владении оффшорной компанией – сложная задача, но зачастую она просто необходима. Для того чтобы определить, какую конкретно схему использовать, чтобы не раскрывать информацию о конечных бенефициарах, важно понимать, какие факторы риска сопровождают владение оффшором и каким структурам нежелательно быть осведомленными о причастности к нему.
Номинальный сервис – основной инструмент конфиденциальности
Номинальный сервис – это назначение на официальные должности в компании, например, на должности директора, президента, секретаря или же в качестве акционеров номинальных или, проще говоря, «подставных» лиц. Делается это с тем, чтобы скрыть от контролирующих органов информацию о конечных бенефициарах – фактических владельцах – компании. Но не нужно думать, что этот шаг является незаконным: во многих странах номинальный сервис – услуга официальная.
Номинальный акционер является собственником акций компании в пользу другого лица. Отношения номинального и фактического акционера регулируются договором трастового типа.
Номинальным директором может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое действует по письменным или устным инструкциям фактического владельца. Как правило, между номинальным директором и бенефициаром действует документ, освобождающий номинального директора от любых претензий со стороны органов власти, кредиторов и иных структур.
Институт номинальных услуг широко развит во многих странах. К этому сервису прибегают не только в тех случаях, когда владельцы бизнеса находят неприемлемым публичное разглашение информации о себе контролирующим органам, но и тогда, например, когда в стране, где происходит регистрация оффшора, присутствует требование по резидентности директора компании. Такое требование есть в Сингапуре, Китае, Панаме, Швейцарии, Нидерландах и ряде других стран.
Также номинальный сервис приемлем в тех случаях, когда имеется необходимость разделения иностранной компании и ее российского контрагента, чтобы документы с оффшорными компаниями не были подписаны с обеих сторон одним и тем же лицом.
Инструменты контроля
Деятельность номинальных руководителей и владельцев компании регулируется следующими документами:
- Генеральная доверенность. Доверенность оформляется на имя реального управляющего компании. Согласно этому документу он передает все права на управление компанией номинальному управляющему. Доверенность легализуется апостилем, в ней содержится пункт о ее сроке действия (как правило, год), а также пункт о том, что невозможно прекратить ее действие раньше указанного срока.
- Отказное письмо. Этот документ позволяет контролировать работу номинального директора. Последний пишет заявление об увольнении по собственному желанию, но не датирует его. Таким образом, бенефициар может уволить номинала в любой момент, даже задним числом.
- Декларация траста. Этот договор заключается между номинальным акционером и бенефициаром и подтверждает то, что номинальный акционер лишь является держателем акций в пользу фактического владельца. Согласно этому документу он не имеет права совершать какие-либо действия с акциями или принимать участие в деятельности компании без непосредственного указания бенефициара, представленного в письменном виде. Именно этот документ подтверждает право собственности истинного владельца на компанию. В случае если в компании несколько бенефициаров, декларации траста оформляются на каждого из них.
Кому будут известны данные бенефициаров
Сведения о фактических владельцах зарегистрированных оффшоров не могут быть абсолютно недоступны. Как минимум, эта информация должна быть предоставлена регистрирующему агенту.
Скорее всего, бенефициаров не обойдут вниманием и банки при открытии оффшорного счета, так как политика всех банковских структур сводится к уменьшению риска вовлечения в сделки клиентов, связанных с отмыванием денег и различной преступной деятельностью. Но нужно отметить, что все полученные банком данные составляют банковскую тайну и в большинстве случаев не подлежат разглашению. К сожалению, налоговое законодательство, касающееся деятельности оффшорных компаний, в последнее время ужесточилось, и сегодня многие страны подписали соглашения о раскрытии информации о состоянии банковских счетов нерезидентов, и для регистрации оффшора, владельцу которого важна анонимность, приходится более тщательно выбирать юрисдикцию.
Фонды и трасты как альтернативный инструмент для обеспечения конфиденциальности
Ужесточение законодательства в отношении классических оффшорных схем заставляет искать новые пути обеспечения анонимности владения иностранной компанией. Трасты и их разновидности сегодня считаются удачной альтернативой регистрации оффшорных компаний классического типа.
При регистрации траста учредитель передает свое имущество управляющему трастом или же доверительному собственнику. Таким образом, он передает ему владение активами – трастовым фондом и возможность заключения сделок в его интересах либо в интересах иного лица, указанного учредителем.
С помощью траста, помимо обеспечения конфиденциальности, можно как оптимизировать налоговое бремя, так и обезопасить свои активы: на имущество, переданное в трастовый фонд, не распространяются требования кредиторов и иных лиц.
В каждой стране имеются свои особенности, касающиеся анонимности бенефициаров. Например, в Лихтенштейне адвокаты, осуществляющие регистрацию фондов, сами выступают номинальными учредителями. Имена бенефициаров и другая информация при этом содержатся в соглашении, которое находится только у реального владельца и адвокатов. Кроме того, адвокаты имеют право даже в суде отказаться отвечать на вопросы о фонде, так как это право охраняется институтом адвокатской тайны.
На Кипре законом запрещается раскрытие информации третьим лицам об учредителях и бенефициарах траста, счетах, открытых в пользу траста, имуществе, переданном в фонд, а также указаниях реального учредителя относительно порядка управления активами.
Регистрация трастов изначально основывалась на общем праве, и сегодня эти организации довольно распространены на Кипре, БВО, в Новой Зеландии, Панаме, Белизе и некоторых других оффшорных зонах. В законодательстве юрисдикций, принадлежащих к континентальной системе права, нет понятия траста, но в ряде государств признаются трасты, созданные в государствах с общим правом, а в некоторых из них есть возможность регистрации трастов и фондов.
Гибридные компании – еще один новый инструмент
Несмотря на то, что термин «гибридная компания» известен уже довольно давно, свое практическое применение она нашла только сейчас. Это отличная альтернатива трастам в государствах с континентальной системой права и один из вариантов оптимизации налогов через оффшор.
В отличие от обычной коммерческой компании, ответственность участников в гибридной компании ограничена поручительством и гарантией.
Если в коммерческой компании имеются только два вида участников – акционеры и директора, то в гибридной добавляется еще один – поручители. В данном случае учредители не вносят долю в уставной капитал, а гарантируют внесение определенной суммы средств для покрытия обязательств компании. Это очень гибкие структуры, в которых права и полномочия варьируются в соответствии с нуждами бизнеса. Результаты создания гибридных компаний такие же, как и в случае траста, но структура первых более проста и понятна.
Реестр поручителей, как правило, недоступен третьим лицам.
Если вас заинтересовали варианты обеспечения конфиденциальности вашего бизнеса, наши специалисты готовы оказать профессиональную помощь в этом вопросе. Информацию вы можете получить по телефону +7 (495) 232-33-80.