«РК-Аудит»: регистрация оффшоров

Работа с оффшорами в условиях политики деоффшоризации

В последнее время во всем мире – и Россия не стала исключением – стремятся к повышению прозрачности оффшоров, что, в свою очередь, может свести на нет все их преимущества.


Изменение законодательства оффшоров в сторону большей прозрачности – процедура, требующая не одного года

В последнее время во всем мире – и Россия не стала исключением – стремятся к повышению прозрачности оффшоров, что, в свою очередь, может свести на нет все их преимущества.

Основными противниками оффшорных зон являются Великобритания, США, Франция и Германия. Одна из их приоритетных задач – борьба с респектабельными юрисдикциями, которые находятся в белых списках международных организаций: Люксембург, Кипр, Мальта и др. Они пользуются высокой популярностью за счет предоставления налоговых льгот и хороших условий для ведения бизнеса, а значит, способствуют уклонению от уплаты налогов по месту резиденции владельцев оффшорных фирм.

В качестве решения данного вопроса между перечисленными странами были заключены соглашения об обмене налоговой информацией, а ОЭСР, в свою очередь, настаивает на приведении законодательства оффшоров в соответствие с международными стандартами.

Это могло бы привести к полному уничтожению популярных оффшорных зон, если бы не один нюанс. Законодательство действительно меняется, но в настоящее время это не может привести к тому, что регистрация компаний в оффшорах перестанет быть выгодной. Изменения, как правило, не затрагивают действительно серьезных вопросов, модель фирмы остается прежней, а об отмене налоговых льгот не может даже идти речь. Тем более что далеко не для всех оффшорные юрисдикции являются «злом».

Альтернативный взгляд

Оффшорные зоны работают и приносят выгоду – именно поэтому весь мир покрыт низконалоговыми юрисдикциями, многим из которых за счет оказания услуг по регистрации нерезидентных компаний удалось существенно поднять уровень экономики.

Япония, например, рассматривает оффшорные зоны как основу для обслуживания иностранных клиентов, приобретения активов, выпуска ценных бумаг и проведения валютных операций в других странах. Что касается оттока капиталов, японцы склонны рассматривать его просто как аспект глобализации. Позиция Китая по данному вопросу сходна, хотя правительство страны контролирует валютные операции, а для раннего выявления схем уклонения от уплаты налогов используются соглашения об обмене налоговой информацией.

Оффшоры: ситуация в России


Оффшоры по-прежнему остаются выгодным инструментом

Если в США, Великобритании, Франции и Германии проблема заключается в том, что практически все крупные корпорации имеют дочерние компании в оффшорах, то в России модель несколько другая: в низконалоговых гаванях располагаются не только дочерние, но и материнские компании, и, таким образом, осуществляется вывод российских активов за границу. И ключевая проблема для нашей страны – не уход от налогов, а именно вывод собственности.

Можно ли решить такую проблему только лишь изменением законодательства в отношении оффшоров? Вряд ли.

Отток капитала снижает для России возможность повышения ВВП, развития бизнеса и инфраструктуры. Но общество никак не реагирует на данный факт. Если в Великобритании после того, как выяснилось, что ряд крупных организаций уходит от налогообложения через оффшоры, прошла волна протеста перед одной из таких организаций – сетью кофеен Starbucks, то в России подобного не происходит.

Дело в том, что сложившаяся ситуация имеет исторический контекст: изначально оффшоры начали использоваться не для снижения налогового бремени, а для защиты от рейдерства и удобства совершения различных операций с активами.  В связи с чем можно сделать вывод, что никакие административные меры не помогут осуществить возврат активов в Россию. Любые попытки силой заставить российский бизнес уйти из оффшоров могут привести только к ухудшению предпринимательского климата, снижению конкурентоспособности, сдерживанию темпов роста ВВП. Необходимо проведение масштабной работы по улучшению инвестиционного климата, введению налоговых стимулов, ориентированных на модернизацию предприятий и инвестирование, уменьшению объема регулятивной нагрузки. Только когда все эти меры будут приведены в исполнение, регистрация компаний в России станет более привлекательна на фоне оффшоров.

А пока ситуация такова, что нет никаких оснований отказываться от использования налоговых гаваней.