Говоря об оффшорах, очень часто подразумевается возможность «отмывания» денег и ухода от юрисдикции государства. Однако правовое регулирование оффшоров в российском законодательстве связывает это понятие с предпринимательской деятельностью, осуществляемой с целью получения наибольшей прибыли и снижения расходов, а также с деятельностью по сохранению капитала или имущества от роста затрат, к которым относятся налоги и сборы, уходом от коррупции, рэкета и других антидемократических явлений.
Такая формулировка не лишена недостатков, и, кроме того, в сфере оффшорного бизнеса со стороны российского законодательства наблюдается законодательно-правовой вакуум, который приводит к определенным отрицательным явлениям, которые, в частности, сами создают благоприятную почву для развития коррупции.
Национальность юридического лица
Правовое регулирование деятельности оффшорных компаний возникает через критерий национальности юридического лица, то есть, привязанности компании к определенному государству. В мировой практике существует два варианта определения национальности: по месту учреждения фирмы и по ее местонахождению, к которому относится не только физическое местоположение органов управления, но и место ведения основной деятельности.
Согласно российскому законодательству национальность юридического лица определяется по месту его учреждения, соответственно, предприниматель имеет возможность выбирать юрисдикцию, правовое регулирование в которой является наиболее благоприятным для осуществления деятельности.
Использование в различных странах разных подходов к определению национальности юрлица влечет за собой проблему правового регулирования иностранных компаний при их перемещении, в том числе, осложняет процедуру открытия филиалов и дочерних предприятий, например, устанавливая требования к минимальному размеру уставного капитала. Впрочем, наличие конкуренции между юрисдикциями за привлечение иностранного капитала приводит к тому, что законодательная база, касающаяся регистрации оффшоров, постоянно пересматривается, вносятся уточнения и изменения.
Контроль в зависимости от режима деятельности иностранной компании
Федеральный закон № 57 от 29.04.2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» определяет понятие «контроль» как возможность иностранного инвестора определять ключевые решения через распоряжение голосами, которые приходятся на голосующие акции, а также участие в управляющих органах согласно соответствующему договору.
Этот критерий позволяет регламентировать деятельность иностранных компаний на территории Российской Федерации и обеспечивает большую прозрачность совершаемых сделок.
Новые положения в законодательстве
В целях борьбы с негативными последствиями создания оффшоров, таких как содействие терроризму, отмывание денег и уход от налогов, планируется ввести следующие нововведения в Гражданский кодекс РФ:
- Обязать оффшорные компании предоставлять достоверную информацию о конечных бенефициарах.
- Установить ответственность лиц, представляющих юридическое лицо, по обязательствам, возникающим в связи с необходимостью предоставления такой информации.
- Установить ответственность юридического лица и всех связанных лиц в соответствии с российским правом.
Привлекательность оффшорных компаний для российских предпринимателей в настоящее время обуславливается неблагоприятным инвестиционным климатом в нашей стране. В частности, Россия до сих пор не принимает участие в мерах по защите частных инвестиций, предложенных Всемирным Банком. Пока ситуация не изменится, оффшоры (кроме находящихся в черном списке) по-прежнему останутся наиболее популярным инструментом для развития бизнеса и оптимизации налогового бремени.