Давление международного сообщества, и, в частности, Организации экономического сотрудничества, вынуждает все больше оффшорных территорий прибегать к изменениям налогового законодательства в сторону большей прозрачности. Так, в последнее время во многих юрисдикциях появились требования к сдаче отчетности и хранению бухгалтерской документации, фактически устранено понятие конфиденциальности владельцев бизнеса, активно идет подписание соглашений об обмене налоговой информацией.
Практика обмена налоговой информацией в России
Легальные способы оптимизации налогообложения не преследуются законодательством
Россия пока не имеет соглашений ни с одной оффшорной или низконалоговой зоной, но согласно утвержденному правительством документу об основных направлениях налоговой политики на 2015-2016 годы, в ближайшее время в этом направлении будет вестись активная работа. В настоящее время идет процесс утверждения Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией на основе стандартов ОЭСР, ведутся переговоры о подписании этих документов.
Основные методы борьбы с оффшорами как в России, так и в мире, мало отличаются друг от друга: внесение юрисдикций, чье законодательство не соответствует требованиям ОЭСР, в черные списки, контроль национальной банковской системы, наложение санкций относительно размещения капиталов в налоговых убежищах.
Но в настоящее время в нашей стране наибольшее значение уделяется именно обмену налоговой информацией. Введение этой практики позволит исключить возможность использования оффшоров в нелегальных или полулегальных целях. О своей готовности заключить договоры с Россией уже заявили Австралия, Великобритания и США, хотя последние события на Украине могут изменить ситуацию.
Беспокоят новые нормы антиоффшорного законодательства? Специалисты компании «РК-Аудит» помогут разработать оптимальные схемы, позволяющие вести бизнес без препятствий.
Различие целей международных организаций и стран-борцов с оффшорами
Основные претензии ОЭСР к оффшорам – в их возможном содействии легализации преступных доходов
Страны, активно выступающие против оффшоров, как правило, имеют наиболее высокие налоговые ставки. Если налогоплательщик использует оффшорные компании в целях налогового планирования, бюджет государства терпит убытки. В то же время, официальная позиция международных организаций, таких как ОЭСР и ФАТФ, не имеет цели возвращения капиталов «на родину»: их претензии к оффшорным зонам сводятся к нездоровой налоговой конкуренции и содействию отмыванию денег, полученных преступным путем.
Следует обратить внимание на то, что здоровая налоговая конкуренция и нечестная – два абсолютно разных понятия. Использование оффшоров в целях снижения налоговой нагрузки легальными способами законом преследоваться не должно, хотя российские контролирующие органы и стремятся к обратному.
Важно понимать, что даже сотрудничество с юрисдикциями, включенными в черный список Минфина и других организаций, не всегда означает занятие незаконной деятельностью. Для многих фирм, сотрудничающих с контрагентами из стран ЕС, оффшоры являются способом защиты капиталов от имущественных претензий, рейдерских захватов, гарантией решения коммерческих споров на основе более развитого законодательства.
Резюме
Ставит ли заключение соглашений об обмене налоговой информации какие-либо препятствия для бизнесменов, работающих с оффшорами ради перечисленных выгод? Нет. Возможно, процедура регистрации новых фирм вскоре усложнится в классических оффшорных юрисдикциях так же, как и в низконалоговых зонах. Но на практике это никак не влияет ни на ее длительность, ни на стоимость. Придерживаясь законодательных норм, делая ставку на легальные способы оптимизации налогового бремени и ведение честного бизнеса, владельцы оффшорных компаний смогут спокойно продолжать свою деятельность даже после того, как договоры будут подписаны.