Летом 2013 года вступили в действие поправки к налоговому кодексу Гонконга, предусматривающие правовой механизм для отдельных соглашений об обмене налоговой информацией и расширению некоторых методов взаимодействия с партнерами по этим соглашениям. Недавно Налоговый департамент Гонконга рассказал о том, как это реализуется на сегодняшний день.
Летом 2013 года вступили в действие поправки к налоговому кодексу Гонконга, предусматривающие правовой механизм для отдельных соглашений об обмене налоговой информацией и расширению некоторых методов взаимодействия с партнерами по этим соглашениям. Недавно Налоговый департамент Гонконга рассказал о том, как это реализуется на сегодняшний день.
Гонконг еще долго будет оставаться привлекательным для международного бизнеса
Следует отметить, что Гонконг, ежегодно входящий в тройку лучших стран для ведения бизнеса согласно рейтингу Doing Business, всегда поддерживал усилия международного сообщества по повышению прозрачности налогового администрирования. Правительство неоднократно заявляло о своей готовности к соблюдению разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития стандартам прозрачности и обмена налоговой информацией, но в то же время звучали обещания, что конфиденциальность информации не будет нарушена, и нововведения не будут способствовать ухудшению делового климата.
Гонконг нацелен на заключение пересмотренных в соответствии с требованиями ОЭСР соглашений об избежании двойного налогообложения с ключевыми торговыми и инвестиционными партнерами САР, которыми является Китай, страны Евросоюза и США. Необходимость при этом обмениваться налоговой информацией с другими юрисдикциями Гонконг не пугает: напротив, правительство уверено, что этот шаг понизит шансы на использование престижной низконалоговой юрисдикции для легализации доходов, полученных преступным путем, а также для уклонения от налогов.
Налоговые соглашения призваны улучшить деловой климат
Основные нововведения
Положения налогового кодекса с учетом введенных поправок позволяют заключать соглашения с юрисдикциями, расположенными за пределами Гонконга, не только для исключения двойного налогообложения, но и для обмена информацией в отношении любого налога, взимаемого согласно законам САР. Налоговый департамент при этом получил право раскрытия информации, которая касается выполнения условий этой договоренности, или же касается сбора налогов, в отношении любого периода, который начинается после того, как договоренность вступила в силу.
Отличительной чертой Гонконга от других престижных низконалоговых юрисдикций является тот факт, что САР никогда не имел закона о банковской тайне. В настоящее время заниматься сбором информации у банковских учреждений для регулирования налогов уполномочен налоговый департамент.
Следует отметить, что глобальных изменений в деловом климате Гонконга не предвидится. Дело в том, что ряд положений, предусмотренных соглашением об обмене информацией в соответствии со стандартом ОЭСР, уже действуют в САР не первый год. Так, например, в соглашении говорится, что партнер не может использовать внутреннее требование налоговой заинтересованности в качестве основы для отказа от предоставления информации. Это требование отменено в Гонконге с 2010 года.
Гонконг также заявил о готовности предоставлять информацию, даже если она удерживается номиналом или лицом, исполняющим обязанности или находящимся в положении поверенного.
Поправки, внесенные в налоговый кодекс Гонконга, существенно не влияют на деловой климат – только в лучшую сторону. Будучи международным финансовым центром, специальный административный район Китая всегда отличался четким и прозрачным корпоративным законодательством, которое улучшается с каждым годом.
В каких случаях информация не будет предоставляться
Есть и ряд исключений, предусмотренных ОЭСР в рамках положения об обмене информацией во всеобъемлющих соглашениях о двойном налогообложении или соглашениях об обмене налоговой информацией, которые были заключены с другими налоговыми юрисдикциями.
Так, при запросе от партнера по соглашению Гонконг имеет право предоставлять или получать только ту информацию, которую партнер может получить при аналогичных обстоятельствах в рамках собственного законодательства. В связи с этим САР может отказать в предоставлении данных в том случае, если законодательство не позволяет партнеру предоставлять их, а также если административные практики партнера приводят к недостаточному взаимному обмену.