«РК-Аудит»: регистрация оффшоров

Институт банковской тайны

В настоящее время законодательство большинства развитых стран предусматривает определенные требования к банковской тайне и порядку предоставления третьим лицам информации, попадающей под данный режим.

Банковская тайнаПод банковской тайной подразумевается информация, которая становится известна кредитной организации в результате ее деятельности. В частности, под данную категорию попадает информация о банковском счете, его распорядителе, бенефициаре и операциях по нему. Эта информация доступна не только банкам и их клиентам, но и третьим лицам – так называемым пользователям банковской тайны. Это налоговые структуры, таможенные органы, органы прокуратуры и другие организации, которые имеют доступ к банковской тайне при осуществлении своей профессиональной деятельности. Перечень третьих лиц, как правило, устанавливается законодательством.

Способы получения информации, составляющей банковскую тайну

Существуют как законные способы получения данной информации, которые четко прописаны в нормативно-правовых документах, так и неправовые.

Разумеется, любой банк ратует за неразглашение банковской тайны в целях сохранения своей репутации. Однако информация может быть получена такими путями, как утечка в силу человеческого фактора (под эту категорию попадает не только халатное отношение сотрудников банка, но и различные методики давления, внедрение агентов и многое другое), а также использование хакерских атак, подслушивающих устройств, компьютерных вирусов. Добытая неправомерными путями информация не может быть использована в суде, но при проведении официального расследования она учитывается правоохранительными органами. К сожалению, данных рисков избежать практически невозможно.

Использование незаконных способов получения информации, составляющей банковскую тайну, влечет за собой уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность.

Правовые методы

Банковская тайнаЧто касается правовых процедур, международное законодательство в настоящее время стремится к их унификации во всем мире. Использование информации, составляющей банковскую тайну, чаще всего имеет своей целью предотвращение отмывания денег, поэтому в ее отношении сегодня приняты достаточно жесткие меры.

Фундаментом для выработки этих мер служат рекомендации, разработанные международной межправительственной группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Документ под названием «40 рекомендаций по борьбе с отмыванием денег» увидел свет в 1990 году, но остается в силе и сегодня. В настоящее время, помимо 40 общих рекомендаций, существует также 9 специальных. Рекомендации представляют собой комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства и финансовых рынков с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием денег.

Например, в большинстве стран кредитные учреждения могут быть привлечены к ответственности за отказ в раскрытии банковской тайны по запросу государственных правоохранительных структур. При этом также существует ответственность за оповещение клиента о раскрытии данной информации.

Однако некоторые страны не осуществляют подобное сотрудничество в том случае, если незаконные действия клиента банка не являются преступлением на территории данной страны. Впрочем, таких стран в мире становится все меньше: даже славящаяся институтом банковской тайны Швейцария в прошлом году подписала соглашение о раскрытии информации по запросу правоохранительных и налоговых органов.

Кроме того, на протяжении последних нескольких лет кредитные учреждения стали запрашивать расширенную информацию при открытии счетов и проведении валютных операций. Например, ни в одном зарубежном банке невозможно открыть счет без заполнения декларации о бенефициаре, при этом за предоставление ложных сведений предусматривается ответственность сроком до 5 лет лишения свободы.

В случае если банк имеет основания подозревать, что средства клиента являются доходами, полученными в результате преступной деятельности, или имеют отношение к финансированию терроризма, он должен немедленно сообщать о своих подозрениях в соответствующие структуры. Как правило, подозрения возникают на основании таких данных, как объемы и размер операций, их периодичность и многое другое.

Во многих финансовых учреждениях введен запрет на ведение дел с банками, имеющими сомнительную репутацию, то есть если они не проводят мероприятия по сбору информации о клиентах и контролю над их операциями.

Раскрытие банковской информации в рамках международной правовой помощи

Банковская тайнаВ соответствии с требованиями ФАТФ страны должны быстро и эффективно предоставлять максимально широкую правовую помощь иностранным государствам при проведении расследований, судебных преследованиях и других мероприятиях в отношении отмывания денег и финансирования террористических операций. Это требование основано на том, что внутреннее законодательство многих стран требует от кредитных организаций соблюдения банковской тайны, которая в данном случае должна быть раскрыта.

Когда предоставление данной информации осуществляется в рамках оказания международной правовой помощи, применяется четкая процедура. Производится подготовка международного следственного поручения, которое направляется в компетентные органы. Компетентные органы принимают решение либо о полном или частичном исполнении поручения, либо о неисполнении до предоставления дополнительных данных, либо об отказе в правовой помощи. Далее оформляются правовые решения о производстве запрашиваемых действий, после чего органы прокуратуры или судебные органы осуществляют исполнение ходатайства, выполняют все необходимые процессуальные действия, проверяют полученные сведения на соответствие прошению о помощи. При этом обеспечивается право на обжалование, жалобы принимаются в установленном порядке. В результате проведения вышеперечисленных действий принимается решение о завершении процедуры оказания правовой помощи, собранные сведения направляются инициатору ходатайства, после чего они переводятся и направляются в правоохранительные органы той страны, которая запрашивала помощь.

В связи с активными международными мероприятиями по борьбе с терроризмом, уходом от налогов и отмыванием денег институт банковской тайны подвергается значительному давлению со стороны мирового сообщества. Но при этом информация, составляющая банковскую тайну, недоступна третьим лицам, в том числе, государственным органам, и используется исключительно на правовых основаниях, благодаря чему предоставление банками определенных данных при подозрении об их преступном характере воспринимается как необходимое исключение.